Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
История села

 

Деревня Зиянчурина Орского уезда Оренбургской губернии.


 

(Данный  материал взят с небольшими пояснениями  из географического альманаха  «Известия  Оренбургского отдела императорского русского географического общества» выпуск № 7 за  1895 год. Автор  статьи  М. Баишев.)

 

 

      « Зиянчурина или Букатерь(правильно Бакатар) – одна из больших башкирских деревень 2-й Усерганской волости  Орского уезда основана во 2-й половине прошлого столетия, хотя вся сакмарская долина издревле была заселена

Сакмара весной

кочующими башкирами.  Тем не менее сплотились они с приходом русских, которые строили укрепления начиная с  сер. 18 века.  Сначала она называлась»Субхангулова» по имени старика Субханкула, поселившегося одним из первых, а в 40-х годах, когда последовало распоряжение основывать селения правильными улицами, Субханкулова перенесена в другое, нынешнее место.  одно из первых обозначений селаСело же стало называться «Зиянчура» по имени Янчура, следующего после Субханкула в роду . Имя «Букатерь»  заимствовано от старика, жившего у подножия крутой горы на берегу озера в трёх верстах от нынешнего местоположения селения. Деревня окружена со всех сторон лесами, открыта лишь с северо-западной стороны, тут её огибает довольно крутой яр, за которым тянется степь, усеянная холмами. На севере, недалеко от деревни, стоит значительной высоты гора «Рязябь-тау»(Маяк), на юге, невдалеке, находится хутор Дубиновка. Селение имеет две улицы и два переулка. Одна из улиц, называемая Большой(сегодня это ул. Мира), бывшая ул.Большаятянется с запада на восток во всю длину селения, другая (ул. Озёрная)  идёт параллельно и начинается с площади, находящейся перед школой, ул.Озернаяона идёт до большого переулка(сегодня это ул. Сакмарская), который  находится на другом конце деревни. ул.СакмарскаяДругой переулок начинается почти с середины южного порядка Большой улицы и идёт по направлению к Сакмаре. В середине села на Большой улице находится соборная каменная мечеть с минаретом, на месте дерева была мечетьздание школы, волостное правление, рядом с ним общественный хлебный магазин,  находящийся на площади и 2-3 дома, крытые тёсом. Остальные дома – ряд жалких хижин, лачуг, крытых лубками, а то и без крыш с широкими дворами и кардами. В этой деревне около 70 дворов и в основном дома имеют неприглядный вид. Строят дома башкиры из бревен. На вбитых в землю столбиках выводят стены, промежутки между столбиками закладывают камнями и снаружи засыпают завалиной. В стенах оставляют отверстия для окон и дверей. Ставят косяки, кладут матку, стелят  пол. На потолок укладывают  солому, насыпают земли несколько вершков, затем балки, на них укрепляют стропила и возводят крышу из лубка, теса или соломы. так могло выглядеть жилище и в 19 векеУ зажиточных башкир устройство дома почти такое же, как у окрестных русских хуторян, только вместо русских печей – полуголландские, и крыши не так высоки, как у русских. Часто окно затянуто пузырем, у большинства нет  труб,  в крыше проделаны отверстия. Внутри дома – нары от стены до стены. На них – кошма. У одной  стены веревка или жердочка, на которой всякая одежда, на скамейке у очага – деревянная посуда, а затем -  голые стены кругом. У богатых бывает стол, стул, шкаф, сундук и даже часы. У них двор обнесен плетнем.

Примечание: (записано со слов старожила села Кумушбаева М.А.) Кумушбаев М.А.            

На юге – Сакмара,на восточном конце – речка Карангла(Черноречка). В лесу ,в полуверсте, Улэ-Сакмары (Старица или Черепашка),затем  - озёра Ясы-Куль, Ялтрь-Куль(под  Башкирскими могилами) и прочие.  На севере – кольцеобразное озеро Камышлы-Куль (выходит к старому глинищу) у деревни Ташлы-Куль (около магазина «Продукты», кстати так он назывался и в советские времена), в четырех верстах на восток - Табанлы-Куль(Милицейское), на запад,  не -далеко от деревни – река Канчура (Это может быть ручей перед Башкирскими могилками или, скорее всего, такой же весенний ручей, что течёт около современного тока), а далее – Булган, впадающий в озеро Букатерь (Бикитар).  (Данные башкирские названия взяты из описания местности в  «Известиях»).

     Народонаселение – башкиры-вотчинники, между ними есть и татары, записавшиеся в башкиры во время десятой переписи. Всего жителей – 480 душ обоего пола, из них мужчин 260, семь дворов – почетные потомственные граждане, три двора духовного звания, остальные – простые башкиры.               

    Основное  население – скотоводы, однако около 10 дворов пахали  землю на волах, сеяли  то же, что и русские, но крайне небрежно относились  к данным  занятиям. Часто бедняки уходили в наем к русским в соседние селения. Во всей волости (семь с половиной тыс. чел. муж. пола) грамотных не более 20 или 30 чел, не считая нынешних учеников русско-башкирского училища.

     Во всей волости одна русско – башкиркая школа. В 1893 году – 35 учеников (17 башкир, остальные - мордва из соседнего хутора), в 1894 году – 38 учеников( 18 башкир, остальные – русские и мордва). Это училище (школа) содержится правительством (290 р.)-отопление, прислуга, освещение, а на ремонт – 140 рублей от общества. В Зиянчурино есть мактеб, а в волости – несколько медресе.

 

*Мой комментарий :

1. В действительности башкиры в наших краях жили с незапамятных времён (по словам  Кумушбаева Марата Абдрахмановича на башкирском кладбище был  найден камень 16 века и на нём прочитали  имя   Ильяс).  старое башкирское кладбищедревняя магилаНо впервые селение отмечено в ревизии от 1765 года (эти сведения взяты из книги «Имя отчей земли» стр.173  , автор  Усманова Минсылу Губайтовна –доктор филологических наук, профессор БГПУ).  Однако, селом в нынешнем понимании, Зиянчурино не было долгое время  ( лично видел в Оренбургском архиве «Геометрический специальный план……», составленный на основе межеваний землемера Ястребова от 1802года, который писал следующее о месте нашего села:  «На сем числе во время межевания земли – селения не было, а земля лежала в пусте».  Следуя логике и зная кочующий образ жизни башкир, напрашивается такой вывод : в  действительности, люди с пастбищ возвращались к зиме.  То, что они устанавливали несколько юрт или другие временные жилища, трудно было назвать селением.  Это было  зимнее стойбище, а земледелием башкиры не занимались вовсе до прихода русских. Скорее всего, село, в правильном понимании (улицы, порядок строительства), появилось только в 40 –е годы после соответствующего распоряжения властей , а затем последовал бурный его рост до центра волости.1.09.1964 года. На заднем плане барак - здание волостного правления, в годы войны - военкомат, затем там была ветлечебница.

2. В данном материале речь идёт о так называемом «Нижнем Зиянчурино» , именно там начиналось село. «Казанка» переехала  в начале тридцатых годов, а с образованием района началось бурное освоение «Верхнего Зиянчурино» и «МТС – РТС»